Левый клуб
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Левый клуб

Клуб для тех, кто не боится оказаться не правым
 
ФорумПорталПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Истории разочарования, которые вас не разочаруют

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
Admin


Сообщения : 116
Дата регистрации : 2011-01-13

Истории разочарования, которые вас не разочаруют Empty
СообщениеТема: Истории разочарования, которые вас не разочаруют   Истории разочарования, которые вас не разочаруют Icon_minitimeВс Фев 12, 2012 11:13 am

http://www.rabkor.ru/review/cinema/12911.html
Истории разочарования, которые вас не разочаруют
30.01.2012 | 17:03

Истории разочарования, которые вас не разочаруют 3131

Наконец-то у нас появилось странное кино. Странное не потому, что его создателям что-то не удалось, а потому, что сама по себе жизнь во многих своих проявлениях - довольно нелепая штука. Если в западном кинематографе тем, кто хотел их увидеть, всегда хватало картин, где странные, плохо вписывающиеся в окружающую действительность (и в основанные, в том числе на стереотипах массовой культуры, наши о ней представления) незадачливые персонажи ведут полубессмысленные разговоры, ярче всего демонстрирующие невозможность коммуникации, совершают немотивированные, как может показаться, поступки и даже поют совершенно несуразные песни, то наконец и в отечественном кинематографе появился яркий образец этого не укладывающегося ни в какие жанровые рамки «жанра». Почему так важно, чтобы подобное кино было нашим собственным? Потому что только тогда мы сможем увидеть в нем персонажей именно из нашей жизни. Ну или из некой ими для себя созданной параллельной по отношению к ней реальности.

На исходе января в широкий прокат вышел долгожданный фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу». Долгожданный сразу в двух смыслах: потому что, завершенный еще в 2010 году, он начал демонстрировался в 2011 на различных фестивалях, где успел собрать ряд призов (в том числе «Серебряного Георгия» на 33-м ММКФ и гран-при и «Золотую лозу» на «Киношоке»); но еще потому, что свою предыдущую (и первую полнометражную) картину - культовую, хотя почти любительскую и совсем малобюджетную «Пыль» Лобан снял еще в 2001 году, а вышла она только в 2005.Как видно, здесь можно говорить о режиссере, который никуда не торопится, но если решается на высказывание - то обязательно меткое, что-то важное, хотя и в ироничной форме сообщающее о своем времени, а времена тоже не так уж и быстро меняются - удобный способ обратить внимание на различия как раз дает сравнение десятилетий.

Но «Шапито-шоу», которое мы можем увидеть наконец на экранах, - это даже не один, а целых два фильма. «Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество» - каждый, в свою очередь, из двух новелл (в сумме четыре). Обе части идут где-то по 100 минут, но посмотреть две подряд (то есть все четыре, то есть 200 минут), не соскучившись, очень даже реально. Более того, в сущности не принципиально, с какой начинать - впечатления будут разными, но равноценными. Такой вот аттракцион. Но игра, в которую решили сыграть режиссер и сценарист, этим далеко не исчерпывается.

Истории разочарования, которые вас не разочаруют 3132

Лобан намеренно обращается к тому зрителю, который нового фильма от него давно ждал, а «Пыль», пусть она вышла давно, помнит хорошо, потому что успел ее и посмотреть, и пересмотреть. Именно на радость такому зрителю Сергей Лобан и Марина Потапова (сценарист всех его полнометражных и короткометражных картин) не просто создают еще один фильм (хотя это действительно новая, совершенно другая картина), а аккуратно цитируют сами себя, причем делают это довольно своеобразно: центральные персонажи всех четырех новелл в определенном смысле «вышли» из «Пыли». Исполнивший главную роль в первой картине Алексей Подольский чуть более полысел, кажется даже слегка похудел и сменил белую майку с котенком на черную с молниями и конями. Его героя все так же зовут Лёша, хотя теперь это не бабушкин внучок, а не лишенный интеллектуальной претензии мизантроп, который читает Борхеса и пишет в жж, однако все так же мало приспособлен для жизни в реальном мире. Если в финальных титрах «Пыли» мы видели слабослышащего актера Алексея Знаменского, исполнявшего на языке жестов песню Цоя, то и он оказывается в числе героев следующей новеллы. Даже самого Цоя Лобан не обходит вниманием - на роль его двойника был приглашен действительно очень похожий на погибшего музыканта Сергей Кузьменко, действительно зарабатывающий на жизнь (правда не на родине, а в США) концертами для ностальгирующих поклонников русского рока. В фильме имперсонатора Цоя в качестве эрзац-звезды пытается раскрутить преклоняющийся перед Уорхолом и Маклареном молодой продюсер. Петр Мамонов, сыгравший в «Пыли» профессора, проводящего государственной важности эксперимент, здесь репрезентирует скорее себя самого, себя сегодняшнего - предающегося духовным исканиям и в жизни, и на экране. Однако ирония, с которой Лобан выводит этот образ, скорее все-таки добрая.

Истории разочарования, которые вас не разочаруют 3130

Кроме Цоя, Мамонова, Уорхола в «Шапито-шоу» успевают «пройтись» по поводу всех главных икон шоу-бизнеса ХХ века: от Битлз до Мерилин, от Майкла Джексона (который участвует в одном номере с Мойдодыром) до Элвиса. Всех их можно увидеть в стоящем над обрывом мистическом шатре с неоновой вывеской - эдаком гибриде линчевских Черного Вигвама и Театра Силенсио.

Из всех четырех частей «Любовь», безусловно, самая афористичная, почти все фразы в начале вызывают если не смех, то улыбку: «нельзя не думать об эстетике», - ночью, в поле, у костра, «это не море - это желудочный сок», - на пляже, «я никогда не был в Крыму, но меня здесь ничего не удивило», - в солнечный день, на скале, над отдыхающими. Фразы и комментарии, которые выдает блогер Лёша (кстати, у вымышленного персонажа есть, как это сейчас модно, вполне реально существующий блог) хороши, но, что характерно для интернет-культуры, почти не отделимы от своего контекста. «Сотрудничество» самая постмодернистски-интеллектуальная часть, со всеми ее разговорами про эрзац-звезду и вообще судьбы искусства в эпоху его технической воспроизводимости, по-особому заигравшая для тех зрителей, кто увидел картину не на фестивале, а только теперь, то есть после выхода и обсуждения фильма «Высоцкий...». Две другие части тоже чем-то по-своему хороши, но чем-то менее уловимым.

Сюжеты новелл не столько связаны между собой, сколько скорее перекликаются, связаны - связями родственными, дружескими, партнерскими в первую очередь сами герои. Больше того, объединенные в одном хронотопе (все они москвичи, но все едут - каждый за чем-то своим - в Крым), знакомые и не знакомые друг с другом - все обязательно сталкиваются при тех или иных обстоятельствах. В результате актерский состав всех четырех частей практически неизменен, главные действующие лица одних новелл во всех остальных фигурируют как второстепенные. В качестве примера не менее остроумного переплетения многих сюжетных линий можно вспомнить разве что «Фаворитов луны» Иоселиани. Но если Иоселиани сумел достичь такого эффекта в одном абсолютно цельном фильме, то Лобану их все-таки потребовалось четыре.

Названия двух частей, каждая из которых, в свою очередь, делится еще надвое, «Любовь и дружба», «Уважение и сотрудничество» как бы претендуют на некое исчерпывающее описание всего универсума человеческих отношений. И в этом смысле все четыре истории наиболее отчетливо перекликаются: итог самозабвенного погружения в любой из вариантов - разочарование. С особой, но не злой опять же иронией подается то, как в каждой из четырех частей звучит с незначительными вариациями выплескивающий это разочарование монолог: «Ты - самый страшный человек из всех, кого я встречал. Я жил совершенно нормально, ничего не хотел. Не понимаю, как я мог тебе поверить?!» Это именно монолог: тот, к кому он обращен, ничего не отвечает, собственно, ему нечего и незачем говорить - каждый разочаровавшийся разочарован на самом деле не в ком-то другом, его подводят собственные иллюзии. Но Лобан и не думает останавливаться на этой трагической ноте, вслед за объяснением следует еще ряд забавных, как правило, сцен. Разочарование - это не крушение всей жизни, а только одна из неизбежных ее составляющих.


Ева Рапопорт
Вернуться к началу Перейти вниз
https://rabkor.forum2x2.ru
zemfort
Гость




Истории разочарования, которые вас не разочаруют Empty
СообщениеТема: 03.02.2012 | пятница    Истории разочарования, которые вас не разочаруют Icon_minitimeВс Фев 12, 2012 11:15 am

Хочу-хочу сходить. У нас сейчас в 1 кинотеатре идёт, весь посетивший народ в восторге.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Истории разочарования, которые вас не разочаруют
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Путин и учебник истории

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Левый клуб :: На левой стороне :: Кино и литература-
Перейти: