Левый клуб

Клуб для тех, кто не боится оказаться не правым
 
ФорумПорталКалендарьЧаВоПоискПользователиГруппыРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Окрысить нацизм. «Щелкунчик и крысиный король»

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 116
Дата регистрации : 2011-01-13

СообщениеТема: Окрысить нацизм. «Щелкунчик и крысиный король»   Сб Янв 22, 2011 1:56 pm

http://www.rabkor.ru/review/cinema/11588.html
Окрысить нацизм. «Щелкунчик и крысиный король»
31.12.2010 | 16:15


Новый фильм Андрея Кончаловского «Щелкунчик и крысиный король» должен был стать не просто рождественским мюзиклом, но антинацисткой антиутопией. Российская пресса еще до премьеры начала громить картину. В лучшем случае в ней увидели «нудность и безэмоциональность», в худшем - «насмешку над Холокостом». В американском прокате фильм уже успел провалиться. При выделенных на его съемки 90 миллионах долларов (из них около 50 миллионов выделил российский Внешэкономбанк, правда, 40 из них - в кредит) в США он собрал только около 150 тысяч. Сам Андрей Кончаловский заявляет, что «перестал понимать, что нужно американскому зрителю» и теперь надеется только на российского. Что же увидит «надежда мэтра», придя посмотреть новый новогодний фильм?

Кое-где пресса перегнула палку с критикой. Действие в «Щелкунчике» довольно динамичное, да и снят он красиво. Есть и запоминающиеся находки. Скажем, место мага Дроссельмейера из сказки Гофмана в фильме занимает «дядя Альберт» (Нейтан Лейн), в котором без проблем угадывается Эйнштейн. Было остроумно представить великого физика еще и волшебником. В конце концов, именно ему принадлежат слова: «Есть два способа жить: вы можете жить так, как будто чудес не бывает. И вы можете жить так, как будто все в этом мире является чудом». Из уст «дяди Альберта» самые маленькие зрители, возможно, впервые услышат, что такое теория относительности. А хотя бы отсылка к новым знаниям - это всегда хорошо. Образы героев, конечно, сложностью и глубиной не отличаются. Но от новогодней сказки массовый зритель ничего такого и не ждет.

Гораздо интереснее нацистские аллюзии «Щелкунчика и крысиного короля». Поясним. Зритель на экране увидит крыс в форме вермахта (правда, с элементам германской формы времен Первой мировой войны) под значками с нацистской символикой, сжигание игрушек в печах каких-то заведений тюремного типа («фабрик дыма») и крысиного короля (его играет Джон Туртурро) в облике «белокурой бестии». Журналисты обычно отмечают, что этот персонаж похож на художника Энди Уорхола. Сразу вспоминается песня из фильма «О чем говорят мужчины»: «Энди Уорхол, что ж ты вьешься над моею головой...» Из уст фюрера грызунов зритель услышит, что существует только одна полноценная раса, которая скоро «окрысит весь мир», а все остальные выродились и скоро исчезнут. Листовки предлагают жителям сказочного города проголосовать за «крысификацию». Учитывая, что действие происходит в Вене, не иначе, имеется в виду плебисцит об аншлюсе Австрии.

Нет, мы помним, что новогодний фильм - это не чисто детское кино. И все же уместна ли антиутопия или элементы политической сатиры в ориентированном в том числе на детей фильме? В целом - да, и в этом нет ничего нового. Подобные опыты легко обнаружить по любую сторону баррикад. Можно вспомнить один из первых в «карьере» Микки Мауса фильм, вышедший на экраны в 1929 году, где знаменитый мышонок воюет с котами, одетыми в немецкую форму времен Первой мировой. При этом его собратья-грызуны поют гимн Конфедерации времен Гражданской войны в США. Похоже, что Кончаловский именно этот мультик и вспомнил. Мол, от мыши до крысы, от характерных для американских крайне правых симпатий к конфедератам до нацистов не так уж далеко.



Первый японский полнометражный мультфильм, вышедший на экраны за несколько месяцев до капитуляции Страны восходящего солнца в 1945 году, назывался «Момотаро, военно-морской бог». Главный герой и его животные-помощники отправляются на южный остров, население которого держат в страхе «демоны». «Нечистые» - это белые люди с рожками на голове, говорящие по-английски, курящие сигары и обожающие резаться в карты. В финале фильма «демоны», конечно, побеждены, а положительные герои спрыгивают с деревьев на землю, где нарисована карта США.

Советские фильмы и мультфильмы намеками на немцев из прошлого и идеологических противников из настоящего тоже никогда не брезговали. Вот в мульт-эпопее про подвиги Геракла мифологический герой видит современную создателям картины Грецию, где афинский акрополь окутан колючей проволокой (намек на режим «черных полковников»). В одном из американских мультсериалов, который в конце 1990-х транслировался в России, герои, в свою очередь, борются с коммунистами, одетыми при этом в нацистскую форму. Те пытаются вызвать чудовище Голема из пражских легенд и с его помощью вернуть себе власть.

Итак, антиутопия в подобных фильмах - не только не новость, но даже банальность. Другое дело, талантливо ли сделан сам фильм. Насколько, например, пародируемый объект похож на прототип и насколько пугающим он оказывается.

Сначала насчет «соответствия правде». Очень забавно выглядит сцена оккупации крысами волшебного города. Фактически, параллельной Вены, куда из реальной Вены 1920-х годов (куда действие фильма перенес Кончаловский) попадают герои. Жители города встречают крыс-оккупантов напуганными и подавленными. Между тем, среди реальных жителей австрийских городов нашлось немало тех, кто приветствовал входившие туда части вермахта. Интересно, что без какого-то глухого намека на это не обошелся и фильм: цветочник пытается ударить наступающих «наци-крыс» букетом, но получается, что он осыпал их цветами. Возможно, желание представить жителей оккупированных Рейхом западноевропейских стран исключительно жертвами (даже там, где эти жители на деле с немецкими властями активно сотрудничали) у создателей картины и правда было. Не иначе, с расчетом на сочувствие зрителя и прессы в этих странах. Спору нет, было бы странно реальные взаимоотношения Рейха и жителей современной ему Австрии разбирать в новогодней сказке. Но со стороны упомянутая деталь фильма смотрится смешно.

Насчет воспитательной функции картины. Интересные находки там тоже есть. Скажем, нацисты с их культом красоты тела изображены безобразными крысами. Однако это не лишает фильм его главного недостатка. Чтобы ребенок запомнил, что «нацизм - это плохо», фильм должен его эмоционально зацепить. Между тем, «антинацистки-антиутопический слой» «Щелкунчика» как раз довольно блеклый. То, что делают крысы - практически не страшно. Нагнать страх режиссер пытается рассказами о том, как оккупанты хотят скрыть солнце за дымом своих фабрик. Так и хочется спросить: ну и что? Еще они отбирают и сжигают игрушки у человеческих детей. Это тоже на серьезный повод даже для детского страха не тянет. Крысиный король упоминает вскользь, какой ужас «испытывает душа игрушки, когда ее тело сжигают». Но при этом почему-то все живые игрушки в фильме сосредоточены как раз в реальной Вене. В «параллельном мире» все эти плюшевые друзья детворы как раз остаются обыкновенными неодушевленными предметами. Конечно, никто не предлагает пугать детей сценами реалистичных пыток а-ля «в гестапо пытают куклу». Но ведь и страх, и страдание в кино можно и без излишней натуралистичности передать так, что за душу брать будет.

Зато именно крысиный король является в фильме практически единственным ярким персонажем. Более-менее запоминается после просмотра только он и, может быть, еще «дядя Альберт». Конечно, многие актеры считают, что злодея играть интереснее, но не настолько же, чтобы сыграна в полную силу была роль только этого персонажа.

Да и самым ярким в фильме оказывается именно мир крыс. У них и диковинные, закованные в броню, «крысопсы», и множество технических новинок (вроде «крысолета» или «крысобайка»). Получается, что «нацисты» в фильме «прикольнее», да и интеллектуально наголову выше всех остальных. Но при этом практически не страшные. Победить «ужасную крысификацию», оказывается, вообще можно в считанные минуты и голыми руками.

Получается, что Добро в фильме блеклое, а Зло не страшное и даже в чем-то привлекательное. О каком воспитательном эффекте тогда может идти речь?



Наверняка сборы «Щелкунчика и крысиного короля» в России будут выше, чем в США. Пресса при этом хорошенько потопчет амбиции Кончаловского, а правозащитники даже успеют обидеться за Холокост. Может быть, и другие обиженные найдутся. Вот, в некоторые издания уже пишут, что режиссер, заставив «крыс-нацистов» исполнять поп-музыку, оскорбил всю поп-культуру, которая является едва ли не главной основой демократии. На самом деле, обижаться в фильме не на что и посмотреть его вполне можно. Впрочем, на «событие года» и потраченные на нее вложения кинокартина и правда не тянет.
Михаил Нейжмаков
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://rabkor.forum2x2.ru
Partizan
Гость



СообщениеТема: 01.01.2011 | суббота   Сб Янв 22, 2011 1:58 pm

Не поведу ребенка. Уверен, что это либеральная индивидуалистическая буржуазная муйня т.е. не наша версия антифашизма. Кончаловский просто физически ничего другого сделать не может. Он из этой еврохрени на 100 процентов состоит давно.
Вернуться к началу Перейти вниз
Eliza
Гость



СообщениеТема: 02.01.2011 | воскресенье   Сб Янв 22, 2011 1:59 pm

Ну, много с чем не соглашусь. В фильм есть персонажи не хуже Крысиного короля: все дети просто отлично сыграли, а Эль Фаннинг вообще просто звезда, она такая замечательная, что ей просто невозможно не сопереживать. Опять же, почему мир крыс лучше остального? Это дело вкуса, мне как раз больше понравилось начало: Рождество, елка, праздничная атмосфера, сказка с феей и оживающими игрушками. И я прямо очень сомневаюсь, что дети поймут аллюзии с образами фашизма. Это скорее для взрослых сделано, как и цитаты с Уорхолом и акулой в аквариуме.
Вернуться к началу Перейти вниз
hrizante
Гость



СообщениеТема: 03.01.2011 | понедельник    Сб Янв 22, 2011 2:00 pm

hrizantemka
Eliza, не знаю на счет всех детей, но младшенькая Фаннинг просто маленькая звездочка - такая искренняя, мальчикам до нее далеко. Еще понравился дядя Альберт и конечно же Крысиный Король с голосом Киркорова (что вопреки ожиданиям мне даже понравилось). На счет морали - мне кажется тут упор не сколько на фашизм, сколько на то, как могут быть одиноки дети, если родители их не понимают
Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Окрысить нацизм. «Щелкунчик и крысиный король»   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Окрысить нацизм. «Щелкунчик и крысиный король»
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Девочки кто ходит в "Щелкунчик"?
» Король Мечей - карта дня
» МА Король Мечей
» Нацизм или национализм?
» Завоевание Англии. Командиры.

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Левый клуб :: На левой стороне :: Кино и литература-
Перейти: