Левый клуб
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Левый клуб

Клуб для тех, кто не боится оказаться не правым
 
ФорумПорталПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры

Перейти вниз 
АвторСообщение
Zoil

Zoil


Сообщения : 332
Дата регистрации : 2011-01-20

Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры Empty
СообщениеТема: Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры   Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры Icon_minitimeСб Окт 19, 2013 5:32 pm

http://rabkor.ru/report/2013/10/19/suar
Опубликовано: 19.10.2013  
Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры Supercoolpics_23_28092012131628

Рабочий закрывает глаза от пыли на заводе по производству строительных материалов в пустыне Гоби, Аксу, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай. © REUTERS/Stringer

Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) для Китая сравнивают с республиками Северного Кавказа для России: террористы, слабая экономика, постоянный источник нестабильности. У Китая два проблемных региона — Тибет и СУАР. Но если тибетцы, вернее, какая-то часть тибетцев борется за независимость мирными, ненасильственными средствами, то в СУАР борьба исключительна кровава: бомбы, ножи и трупы.
До прихода к власти в Китае коммунистов Мао Цзедуна китайским уйгурам удалось пожить в собственном государстве — совсем недолго, 4 года. Под китайскими уйгурами я имею в виду уйгуров, ныне проживающих в составе Китая. Это большая часть этноса — 10 из 11 миллионов (расселены они преимущественно в Синьцзян-Уйгурском автономном районе). Значительные диаспоры проживают также в Казахстане и Киргизии. Но именно от Китая уйгуры пытаются отделить свое государство — Восточный Туркестан.
Независимое государство с названием Восточный Туркестан было создано в 1944 году. Фактически оно было создано советскими спецслужбами. Тогдашняя китайская провинция Синьцзян (ныне это территория СУАР) контролировалась войсками Гоминьдана, противниками коммунистов Мао Цзедуна и СССР. Воспользовавшись недовольством местных жителей, — уйгур, татар и казахов — советские спецслужбы организовали восстание, причем активнейшую роль в нем играли «добровольцы» (в кавычках, потому что добровольчество это носило принудительно-приказной характер) из Красной армии. Им удалось освободить северные районы Синьцзяна, на этой территории в ноябре 1944 г. и была провозглашена Восточно-Туркестанская республика.
Министром обороны республики стал советский генерал Иван Полинов, начальником штаба — генерал Варсонофий Мажаров. Остальные руководящие посты достались представителям тюркских народов: казахам и уйгурам. После разгрома гоминьдановцев коммунистами на всей территории Китая летом 1949 г. на переговоры с Мао Цзедуном отправилось правительство Восточно-Туркестанской республики, почти в полном составе, на самолете. Летели они над территорией СССР, и где-то между Иркутском и Читой самолет пропал (по другой версии, это произошло над пустыней Гоби). Как бы там ни было — правительство в почти полном составе пропало без вести. Было сформировано новое — под председательством татарина-большевика Бурхана Шахиди. Оно согласилось на вхождение Восточно-Туркестанской республики в состав Китайской республики на правах автономии.


Последний раз редактировалось: Zoil (Сб Окт 19, 2013 5:50 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Zoil

Zoil


Сообщения : 332
Дата регистрации : 2011-01-20

Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры Empty
СообщениеТема: Re: Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры   Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры Icon_minitimeСб Окт 19, 2013 5:41 pm

Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры Supercoolpics_03_28092012131718

Рабочие проверяют солнечные панели на поле в Хами, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай. © Stringer/AFP/GettyImages

Это было последнее до сего дня независимое государство китайских уйгуров — или, если быть дотошным, китайских уйгуров и соседствующих с ними других тюркских народов. В уйгурском обществе по-прежнему сильны настроения отделиться от Китая, обособиться, обрести свое государство на территории традиционного проживания.
Уйгуры компактно проживают на северо-западе, юго-западе и западе СУАР, на старинном Великом шелковом пути. Живут они там уже, по меньшей мере, полторы тысячи лет.
Почти треть Синьцзян-Уйгурского автономного района занимает пустыня Такла-Макан. В прошлом Великий шелковый путь выходил из города Дуньхуан, самого западного форпоста китайских государств, подходил к Такла-Макан и расслаивался на два пути — один обходил пустыню с севера, другой с юга. Первый шел через Турфан и Кучу, второй через Хотан и Яркенд и они снова сливались в городе Кашгар — все это города и по сей день заселенные уйгурами. Из Кашгара Великий шелковый путь продолжался в Индию, Согдиану (нынешний Таджикистан), Ферганскую долину и дальше, к пределам европейских цивилизаций. Таким образом, уйгуры постоянно находились на границе культур, на переходе между Западом и Востоком. Они исповедовали и буддизм, и христианство несторианского толка. В средние века эти верования были вытеснены исламом. У уйгуров появлялись и гибли собственные государства. Главным врагом их независимости чаще всего оказывался Китай. Видимо, именно отсюда исходит крепкое, неистощимое неприятие уйгурами китайцев. Под китайцами надо понимать этнос хань или ханьцы (по-уйгурски «ханьцзу»), это подавляющее большинство населения Китая, его государствообразующая нация.
Цементируя свою государственность, руководство КНР наладило массовое переселение ханьцев и дунган (это ханьцы, исповедующие ислам, в Китае они выделены в особый этнос, «хуэй» или «хуэйцзу» они называются по-китайски, «дунгане» — их русское название, их по численности в пять раз больше, чем уйгуров) в СУАР и стало оказывать экономическую и социальную поддержку этим переселенцам. Их доля в городах и районах традиционного проживания уйгуров постоянно растет. Это-то и вызывает больше всего недовольства у уйгуров. Происходит постепенное замещение уйгурской культуры на ханьскую, общекитайскую. Это проявляется и в архитектуре, и в употреблении языка, и в стереотипах поведения, в одежде, в еде. Когда окружающая тебя среда видоизменяется, начинает преобладать над твоими собственными представлениями о жизни, тебе неизбежно приходится их менять, подстраиваться под среду, чтобы не оказаться маргиналом, асоциальным элементом, отщепенцем. Например, школы в СУАР есть, где преподавание ведется на уйгурском, и есть, где преподают на китайском. Но в плане качества образования китайскоязычные на несколько порядков лучше. Самых толковых уйгурских детей отправляют в китайские, там они невольно ассимилируются в китайскую среду.
Правда, уйгурам, желающим переехать из СУАР в любой другой регион Китая, оказывается такая же поддержка, как ханьцам и дунганам, переезжающим в СУАР. То есть руководство Китая не занимается исключительно подавлением уйгуров, оно занято сознательным смешением этносов внутри страны. Это походит на национальную политику СССР. Уроженцев и студентов, например, нефтяных регионов юга СССР отправляли по распределению работать на север, в Ханты-Мансийский округ, в Якутию, и, наоборот, северян на юг. В принципе, как этнический процесс это нормально: смешение и уход в прошлое одних этносов, образование новых, но… Но между южанами и северянами в СССР не было такого дикого неприятия, как между уйгурами и ханьцами. Были смешанные браки азербайджанцев и русских, украинцев и ханты. Такие семьи легко было встретить, да они и сейчас еще сохраняются. А процент браков между уйгурами и ханьцами совершенно незначителен — я за несколько месяцев жизни в СУАР не встретил ни одной такой семьи.
Уйгуры — это народ дельцов, и народ достаточно задиристый. Живя на границе цивилизаций, они постоянно вели торговлю и воевали. Эти торговые навыки и воинственность у них сохраняется. Почти каждая уйгурская семья владеет какой-нибудь лавкой. При входе на уйгурские дискотеки охранники обязательно спрашивают: «Пичах бар ма?» («Есть пичах?»). Пичах — это традиционные среднеазиатские ножи. В сельской местности люди их постоянно носят с собой — для хозяйственных нужд, а в случае стычки легко за них хватаются. Я жил возле уйгурской дискотеки с английским названием «I love you». И почти каждую ночь из нее выталкивались большие компании и на улице происходили стычки — там, как в России, для разборок выходят наружу. Кровь на тротуаре, разбитые витрины близлежащих магазинов с утра. Стычки между самими уйгурами — ханьцы и дунгане на эти дискотеки не ходят, для них небезопасно, они сразу же станут объектом неприятия. Но лучшие клубы — все-таки ханьские. Модная уйгурская молодежь идет в ханьские клубы. Однако там не танцуют уйгуры с китаянками или китайцы с уйгурками — компании не смешиваются.
Дискотеки — это явление в городах ближе к границе Киргизии и Казахстана: Куча, Аксу, Урумчи. Ближе к границам Таджикистана, Пакистана и Афганистана уйгурские города более религиозные: Кашгар, Яркенд, Хотан. Там немало и женщин с совсем закрытыми лицами — не лица заматывают платками, как на Ближнем Востоке или Кавказе, нет, головы полностью накрывают платками, как накрывают бюсты-памятники перед торжественным открытием. Подобное я видел только в уйгурских городах.
Вернуться к началу Перейти вниз
Zoil

Zoil


Сообщения : 332
Дата регистрации : 2011-01-20

Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры Empty
СообщениеТема: Re: Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры   Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры Icon_minitimeСб Окт 19, 2013 5:49 pm

Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры Supercoolpics_07_28092012131514

Мальчик со своим дедом делает бумагу из коры шелковицы, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай. © REUTERS/Stringer

Вообще внутри себя уйгуры делятся на множество субэтносов. Живут они на приличных расстояниях друг от друга, на внутриэтническом делении сказывается наличие жестокой пустыни в регионе. Жители Хотана — один субэтнос, Кучи — другой, Турфана — третий. Соответственно, есть у них стереотипы относительно друг друга. В Куче и Аксу с неприятием относятся к кашгарцам, хотанцам и яркендцам — за их чрезмерную религиозность, считают их фанатиками. «Ты собрался в Кашгар? Зачем? Там нечего делать. Там нет дискотек, там все ходят только в мечети, там даже женщин не увидишь, потому что они все замотаны в свои мешки», — объяснял мне один «кучар», житель Кучи.
Но все внутриэтнические противоречия сглаживаются при появлении ханьцев. Ханьцев уничижительно, за глаза, называют «хтай». В уйгурских компаниях, когда все свои, используют именно «хтай». Если есть кто-то чужой или сам «хтай» рядом, то будут использовать исключительно «ханьцзу». Как с употреблением слова «чурка» в отношении уроженцев Кавказа или Средней Азии в России, или «русопед» в отношении русских на Северном Кавказе. И вот интересная штука. Уйгуры, когда пересекают границу с Казахстаном или Киргизией, сами становятся «хтай». «Хтай» в Киргизии и Казахстане — общеупотребительное в отношении граждан Китая. Ханец или уйгур пересекает казахскую границу — пограничник посмотрит его паспорт, скажет «хтай» и покажет, в какую очередь вставать. Казахский и уйгурский языки близки, оба из тюркской языковой семьи. Казахский пограничник спрашивает уйгура с европейскими чертами лица и зелеными глазами: «Откуда?» Тот отвечает: «Хтай».
Уйгуры в массе своей похожи на российских татар и имеют совершенно европейские черты лица. Я встречал несколько раз, в Куче и Яркенде, конопатых голубоглазых с русыми волосами детей — совсем как русские. А может быть, они и есть потомки русских. Уйгуры активно смешивались с приходящими с запада купцами, воинами, авантюристами. Смешивались и с русскими белоэмигрантами, выезжавшими большими группами в годы Гражданской войны в Синьцзян. Синьцзян, наряду с Францией, Сербией и Манчжурией, был одним из центров белоэмиграции. При этом тотальное неприятие браков с ханьцами. У уйгуров даже есть известная история на тему замужества с ханьцем про почитаемую местными мусульманами знатную женщину Ипархан. Она против своей воли стала женой китайского императора Цяньлуна, жила в его дворце в Пекине. Но так и не полюбила императора-ханьца, хотя он ее боготворил, и покончила жизнь самоубийством. Это было в XVIII веке. Цяньлун приказал отправить тело уйгурки на родину и захоронить там. Год караван с трупом шел от Пекина до Кашгара — гробница Ипархан сохранилась до наших дней и пользуется особым почитанием среди уйгурских женщин. История это в значительной мере легендарна, но все же показательна. Никакие материальные блага не могут привлечь уйгуров к созданию семьи с ханьцами.
Выступления уйгур за обретение собственного государства активизировались после того, как независимость получили среднеазиатские республики бывшего СССР: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения. Эти страны, плюс районы Синьцзяна, населенные уйгурами, составляют так называемый Туркестан. Причем уйгуры обитают в его восточных районах (именно поэтому для их государства советские спецслужбы выбрали в свое время название Восточный Туркестан). Название Уйгуристан даже самыми ярыми сепаратистами почти не используется. В 90-е гг. появились самые известные организации, борющиеся за независимость Восточного Туркестана — Всемирный уйгурский конгресс и Исламское движение Восточного Туркестана. Всемирный конгресс базируется в Нью-Йорке и пользуется большой благосклонностью американских СМИ, когда в очередной раз надо покритиковать авторитаризм китайского режима. Исламское движение — на территории Пакистана, не подконтрольной правительству, обычно сообщается, что его базы находятся в Вазиристане, фактически независимом государстве исламских радикалов вдоль границы с Афганистаном.
Исламисты, как минимум, раз в год совершают теракты в СУАР — убивают полицейских, чиновников или просто представителей народа хань. Обычно это происходит в Кашгаре. Гибнут по несколько десятков человек, Кашгар и другие уйгурские города быстро наполняются военными и полицейскими патрулями, ситуация успокаивается, патрули сокращаются, и снова происходит теракт (кстати, несмотря на такую проблематичность, Кашгар — одно из популярнейших мест внутреннего туризма в Китае, туда ежедневно едут тысячи туристов из других областей страны). Никаких левых движений за освобождение уйгуров никогда не существовало. Существующие движения носят подчеркнуто исламский характер — большая часть уйгуров позиционирует себя как мусульмане-сунниты.
В целом же, и Всемирный конгресс, и Исламское движение — мелкие раздражители, базируются они постоянно за границей, массовости не имеют. При нынешней политике Китая, в том числе, при нынешнем качестве работы его спецслужб, нанести серьезного вреда ханьскому присутствию в Синьцзяне они не способны. Стычки между уйгурами и ханьцами обязательно будут (одна из последних подобных стычек произошла недалеко от Кашгара буквально в конце июня, несколько человек погибли), будут, вероятно, и новые теракты, однако они не спровоцируют отток ханьского населения и появления независимого Восточного Туркестана. Хотя, разумеется, западные, антикитайские медиа любую ханьско-уйгурскую стычку попытаются выставить в виде начала всеобщего восстания уйгуров. Красный Китай как система государства работает очень эффективно и достаточно успешно подавляет многовековую уйгурскую ненависть, успешно загоняет ее в рамки разговоров на кухне — разговоры с постоянными оглядками и полушепотом. Неудачи агрессивного уйгурского сепаратизма — это показатель успешного функционирования нынешней системы Китая.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Несуществующий Туркестан и китайские уйгуры
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Левый клуб :: На левой стороне :: Политическая география-
Перейти: