Левый клуб
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Левый клуб

Клуб для тех, кто не боится оказаться не правым
 
ФорумПорталПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Постсоветская миграция - это трагедия

Перейти вниз 
АвторСообщение
Reihskanzler

Reihskanzler


Сообщения : 30
Дата регистрации : 2011-02-04

Постсоветская миграция - это трагедия Empty
СообщениеТема: Постсоветская миграция - это трагедия   Постсоветская миграция - это трагедия Icon_minitimeПт Фев 04, 2011 3:59 pm

http://www.rabkor.ru/interview/10747.html
«Постсоветская миграция - это трагедия»
16.11.2010 | 08:20;'
Постсоветская миграция - это трагедия 2484
Три года назад в Москве вышла книга «Гастарбайтер». Она была напечатана тиражом в сто тысяч экземпляров, необычно большим для постсоветской эпохи, и имела автобиографический сюжет, основанный на реальных фактах из жизни писателя Эдуарда Багирова. Он был одним из миллионов людей, приехавших в Москву, чтобы заработать на жизнь в жадном до рабочей силы мегаполисе - всеми способами, которые предлагали «понаехавшим» мигрантам девяностые годы. А затем подробно описал их в своей книге, ставшей своеобразным «документом эпохи». «Прочитав книгу за пару часов, я поймал себя на мысли, что, вероятно, в ней действительно нет ни единого слова неправды. И гастарбайтеры, и москвичи-расисты, и менты-фашисты, и чиновники-взяточники, и бизнес дикий, и регистрация, и стремление, вопреки обстоятельствам, выжить и остаться. «Эта книга близка миллионам», - говорит обложка, и с этим трудно поспорить», - писал в рецензии для журнала «Левая Политика» Илья Будрайтскис, который, впрочем, видит в книге Багирова «физиологическую литературу» для массового читателя. Действительно, «Гастарбайтер» заставляет вспомнить не о Бальзаке, а об Эмиле Золя. Но факт в том, что он стал едва ли не единственной попыткой отобразить в литературе масштабное явление массовой трудовой миграции, мимо которого с брезгливостью прошла череда профессиональных литераторов. Может быть, потому что они не торговали в электричках и не вкалывали на стройках. Эдуард Багиров имеет антикоммунистические взгляды и, тем не менее, служит объектом нападок русских националистов. В интервью Рабкор.ру он рассказывает о трудовой миграции и об эпизодах из своей жизни, представляющей собой нечто среднее между жизнью писателя и его литературного героя.

Эдуард, постсоветская миграция - это трагедия миллионов людей или процессы перемещения рабочей силы на территории распавшейся страны?

Если постсоветская, то трагедия, конечно же. В обычный процесс это превратилось не так давно, когда немного нивелировались последствия распада огромной страны, и выросло новое поколение, не знавшее Союза. А как еще, если не трагедией, назвать совершенно бредовую ситуацию, когда голодный таджикский учитель приезжает на стройку в Москву, которая всю жизнь была столицей его страны, а ему здесь объясняют, что он теперь иностранец?

Как ваш первый роман «Гастарбайтер» приобрел такую популярность? Это результат массированной рекламы, или успех определил спрос на тему книги?

Ну, реклама тут не слишком важный фактор. Просто это хороший и, что самое главное, запредельно честный роман. Сотни тысяч, даже миллионы приехавших когда-то в Москву испытали все это на себе. Роман вышел три с половиной года назад, никакой рекламой уже давно и не пахнет, а мне до сих пор приходят письма и отзывы, и конца этому не видно.

В чем разница между гастарбайтерами из девяностых и нынешними трудовыми мигрантами? Как структурировался этот рынок, как изменилось положение людей и отношение к ним со стороны общества?

Нет никакой существенной разницы. Единственная разница - это то, что Федеральная миграционнная служба и прочие органы за эти годы научились еще лучше и организованнее стричь бабло с рабочих и их работодателей. А рабочий остался ровно таким же бессловесным и бесправным скотом, каким и был пятнадцать лет назад. Россия - страна чиновников, ментов и бюрократов.

Как изменила страну и людей миграция? Что будет дальше?

Не могу сказать, что миграция как-то уж сильно изменила людей. Хотя... Злые стали еще злее. А дальше будет то же самое. Я не верю в чудеса и перерождение российских взяточников.

Эдуард, в «Любовниках» вы писали о формирующихся в Москве «национальных» гетто. Но ведь, в конечном счете, они формируются по социальному признаку. И богатые представители «нетитульных» национальностей живут не в Бирюлево, а на Рублевке. Как вы считаете, Москва делится на районы проживания «местных» и «понаехавших» или на районы «богатых» и «бедных», в конечном счете?

Это общеизвестный факт. И гетто эти не "формирующиеся", а уже много лет как четко сформировавшиеся и устоявшиеся, и это секрет только для слепого и глухого. Есть районы, где не то что москвич, а и приличный гастарбайтер без жуткой нужды селиться не будет. То же Бирюлево, к примеру. Социальный признак, разумеется, тоже играет определяющую роль, но, поверьте, несущественную. Просто проведите день в таком районе, и вы все поймете.

Каких современных иностранных и русских авторов вы читаете?

Я читаю огромное количество совершенно разных авторов, поэтому не очень люблю этот вопрос. Определить по этому списку мои вкусы, пристрастия и предпочтения все равно невозможно: авторы, повторяю, очень разные. А напрямую рассказать о предпочтениях могу: предпочитаю классическую литературу, преимущественно русскую.

Вам нравится песня «Гастарбайтер», авторства симферопольских москвичей из группы «Ундервуд»?

Очень нравится. "Ундервуд" вообще моя любимая русскоязычная группа. Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко - потрясающие поэты, блестящие музыканты и, по счастливой случайности, мои близкие друзья.

В Украине существует явление гастарбайтерского фольклора - от старых стихов Ивана Франко до современных песен, не так давно записанных отдельным альбомом. Во Львове даже ставили пьесу о жизни украинских заробитчан в Италии. Существует ли специфический культурный пласт у других трудовых мигрантов в Москве, например у азербайджанцев, таджиков или молдаван? Почему массовое явление «заробитчанства» так слабо отражено в современной литературе?

У азербайджанцев и таджиков ничего подобного нет. Потому что торговая, например, миграция для азербайджанцев - обычное дело еще с незапамятных времен и ничем экстраординарным не является, чего о ней писать-то? Современные же таджики в массе своей - народ чрезвычайно малокультурный и наглухо забитый. Это ни в коем случае не исторически, это просто непосредственное влияние современных политических конъюнктур в Таджикистане. Авторитаризм власти, практически средневековый феодализм и чуть ли не откровенный рабовладельческий строй никак не способствуют развитию культуры. Им бы выжить.
А вот в Молдавии с этим получше: тему миграции не оставляет блестящий молдавский писатель Владимир Лорченков, равных которому за всю историю Молдавии я припомнить не могу. Это не преувеличение: Лорченков действительно колосс, и в будущем нам еще предстоит оценить его масштаб в полной мере.

Девяностые действительно закончились? Или интеллигенция просто старается не замечать, как живут и чем зарабатывают копошащиеся на социальном дне люди? Ведь писатели практически не разрабатывают столь богатую у нас «социальную» тему. Она им незнакома?

После выхода "Гастарбайтера" сложно разрабатывать эту тему: в романе она практически полностью раскрыта. Попытки были, но они не увенчались существенным успехом. В первую очередь, я считаю, это произошло потому, что в основном главные герои подобных книг являются забитыми нытиками, которым должен весь мир. В отличие от моего героя, который после очередного перелома о чужое колено вставал, отряхивался и двигался к цели дальше. Нашему народу не близки нытики. Их никто не любит. Праведно пострадавшие - да. Нытики - нет.

Чем закончилась попытка судебного преследования со стороны ДПНИ, на которое вы ответили обращением к министру Нургалиеву? Нацисты и милицейское руководство действительно тесно связаны между собой? Можно ли сказать, что «правоохранители» часто стоят за действиями нацистов и используют их в своих целях?

Мне звонил следователь и приглашал на беседу. Я приглашение отклонил. Потому что мне очень странно всерьез общаться с правоохранительными органами об организации, деятельность которой в России признана экстремистской и запрещена, и руководитель которой является осужденным судом уголовником. С какой стати я должен тратить время на какую-то уголовную маргинальщину? Органы обязаны сажать этих сволочей, а не разговоры разговаривать. А обращение к министру закончилось довольно эффектно, хоть и неожиданно: руководитель ГУВД Москвы генерал Пронин был снят с работы. Нет, я не увязываю напрямую этот факт со своим обращением, но в том, что это послужило очередной каплей, - уверен абсолютно. Потому что слухи о причастности Пронина к крышеванию всей этой фашистской швали ходили уже много лет и были довольно устойчивыми.

На днях в Люблино прошел очередной массовый марш нацистов. В Москве и в целом по стране растет количество нацистских группировок, они хорошо вооружены и становятся все более агрессивными. Жертвами нацистов становятся гастарбайтеры, антифашисты и адвокаты. В чем причины волны правого террора, и заинтересованы ли в нем власти? Как можно остановить нацизм?

Сейчас деятельность подобных группировок в России не растет. После того, как чуть не посадили Поткина из ДПНИ - он отделался легким испугом в виде условного срока, - они несколько поутихли. И остановить фашизм можно именно таким образом: сажать. Сажать безо всяких условных сроков, на нары и баланду, на многие годы. Вред и опасность от деятельности этих животных для общества переоценить трудно.

На вас нападали нацисты? Почему они обвиняют вас в «русофобии»?

Да, меня пытались даже убить: в день моего рождения подожгли мою квартиру. Никто не пострадал только чудом: в доме была отличная противопожарная сигнализация, и пожарные приехали раньше, чем случилось непоправимое. Но результата они добились противоположного: я стал только злее. А в русофобии меня обвиняют только потому, что они обыкновенные идиоты, ведь только идиот может ставить в вину писателю выдранные из контекста фразы героев его книг. Больше-то ко мне пристегнуть нечего: в одном мизинце моей правой ноги патриотизма больше, чем во всех этих проплаченных недофюрерах вместе взятых.

Вас действительно пытались связать с избиением Кашина из-за драки, которая когда-то между вами произошла? Что вы сами думаете об этом инциденте?

Ну, всерьез не пытались. С какой стати? Мой конфликт с Кашиным случился сто лет назад, исключительно на личной почве и давно исчерпан. Ходят, конечно, всякие бредовые слухи по интернету, но это несерьезно. К тому же свою позицию об избиении Кашина я внятно изложил у себя в ЖЖ. Я категорически против такого беспредела. Желаю Кашину скорейшего выздоровления. А кто его избил, даже и предположить не могу. Характер у Кашина - полное дерьмо, и врагов он умеет наживать с исключительной виртуозностью.

В «Идеалисте», который вышел летом нынешнего года, вы высмеиваете украинский национализм и его историческую мифологию. Откуда интерес к этой теме? Почему герой вашего романа стал именно киевлянином?

Пять лет я внимательно наблюдал, как экс-президент Украины Ющенко целенаправленно делал из двух братских народов - российского и украинского - оболваненных врагов. И нельзя не отметить, что какое-то время это ему на удивление неплохо удавалось. Я был шокирован этим настолько, что просто не мог не отразить это в своем романе. Но украинцы не бараны и вполне прогнозируемо и навсегда закрыли вопрос г-на Ющенко на первых же президентских выборах. Чему я, скрывать не стану, очень рад.

Я был в Кишиневе в апреле 2009 года, во время протестов - в качестве журналиста одного из киевских изданий. Говорят, что вы принимали участие в этих событиях. Как так случилось? Довольны ли вы результатами смены политического режима в этой стране?

Нет, не доволен. Организационное участие в смене коммунистического режима в Молдавии я, как вы совершенно справедливо заметили, принимал. Как случилось, рассказывать не могу, извините: все люди, привлекшие меня к этому, живы и здоровы, и я пока не готов рассказывать об этом подробно. Участие принимал, но никак не ожидал, что интересы кучки временно пришедших к власти аферистов окажутся намного выше интересов народа Молдавии. Уже больше года в верхах идет омерзительный торг, а республика, между тем, существует практически без управления. За очень короткий срок жулье, окружающее исполняющего обязанности президента Михая Гимпу, сделало почти невозможное: начисто отбило у населения веру в любую политику. Последний учрежденный ими референдум показал это очень демонстративно: провалился из-за неявки народа. Никто не пришел! Для Молдавии, которая совсем еще недавно выходила на политические мероприятия практически всем населением, - это чудовищный нонсенс! Я очень люблю Молдавию и искренне желаю, чтобы этот тяжелейший для республики период как можно скорее закончился.

«Идеалист» - это книга против революций или против «революций» в их нынешней постсоветской версии? Как вы оцениваете опыт киевского и кишиневского майданов? Это манипулируемый протест? Готовы ли вы участвовать в подобной «революции» в России, и есть ли у нее шансы?

Я вообще против любых революций. Они никогда, ни в один исторический период не приносили народу ничего, кроме разрухи и рек крови. Кишинев и Майдан не стали исключением. Разве что крови было поменьше. А в выигрыше в итоге все равно остались только аферисты. Имея опыт личного участия в подобных сомнительных мероприятиях, ответственно заявляю: я категорически против того, чтобы что-либо подобное когда-нибудь случилось на улицах городов России. И готов делать все от меня зависящее, чтобы этого не произошло. России не нужны никакие революции. Мы это уже проходили в 1917 году. Последствия расхлебываем до сих пор.

В «Гастарбайтере» есть эпизод, когда герой почти бескорыстно помогает отправить на родину гроб с телом погибшего молдаванина. Часто ли возникает солидарность среди московских гастарбайтеров, например тех же строительных рабочих, граждан постсоветских республик и иногородних россиян? Объединяет ли общее бесправие людей, которых разъединяют язык, культурные традиции и взаимные предрассудки?

Люди, которых объединяет несчастье, вообще намного восприимчивее, мягче и толерантней, чем сытые буржуа, никогда не ложившиеся спать голодными. Примеров, подобных тому, что вы привели, я видел огромное количество. И на самых сложных моих жизненных этапах, когда я двадцатилетним, никому не нужным нищим мальчишкой приехал в Москву, именно такие примеры помогли мне не озлобиться и не потерять веру в людей.


Беседовал Андрей Манчук
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Постсоветская миграция - это трагедия
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Левый клуб :: На левой стороне :: Интервью-
Перейти: