Левый клуб Клуб для тех, кто не боится оказаться не правым |
| | А вот за Венесуэлу... | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Zoil
Сообщения : 332 Дата регистрации : 2011-01-20
| Тема: А вот за Венесуэлу... Пт Май 26, 2017 8:27 am | |
| Николас Мадуро подписывает себе смертный приговор
Ситуация в Венесуэле накаляется с каждым днем все сильнее. Противостояние практически не оставляет шансов на примирение враждующих сторон.
Правящая клика Николаса Мадуро сочетает правовую эквилибристику и силу в последней надежде остановить стихию огромного большинства венесуэльского народа. Или, говоря в двух словах, «верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому!» Сказано просто и ясно!
Как говорит председатель Комиссии по внешней политике венесуэльского Конгресса Депутатов Хосе Рамон Меркадо Эрнандес:
«Николас Мадуро – единственный президент в мире, который совершил две попытки автопереворота и провалился оба раза!».
Политик имеет в виду попытку непризнания результатов парламентских выборов прошлого года и созыв новой Национальной Ассамблеи, которая вытеснит оппозиционную, созданную в результате этих выборов. Однако генеральный прокурор Лусия Ортега Диас уже объявила, что подобный акт будет нарушением Конституции от 1999 г. «Это Конституция Чавеса! Она неприкосновенна!» Сеньора прокурор причисляет себя к настоящим боливарианцам – последователям команданте Уго Чавеса, которые уже давно не могут терпеть волюнтаризма Николаса Мадуро и его безграмотных политических решений. Они – результат прежде всего нехватки системного образования в молодости. В этом отношении Лусия Ортега Диас сильно отличается от членов Верховного суда, превратившихся в послушных исполнителей его воли.
Гибель молодежного лидера Армандо Канисалеса от взрыва самодельной бомбы, брошенной во время студенческого собрания, стала последней каплей, и огромное большинство венесуэльской молодежи перешло в лагерь оппозиции. Неслучайно среди 200 политических заключенных в Венесуэле большинство – студенты (на втором месте военные).
Все мировые телеканалы без перерыва показывают поминки по этому и другим молодым людям, погибшим в стычках с венесуэльскими органами правопорядка.
По выражениям лиц близких становится понятно, что дни боливарианцев у власти сочтены.
Если, конечно, они не смогут безнаказанно употребить всю мощь национальной армии и репрессивного аппарата.
Ясно, что когда любой из политиков теряет поддержку молодежи, он рано или поздно уходит. По этой же причине оппозиционный лидер Леопольдо Лопес уже демонстрирует очень уверенное поведение в тюремной камере. Телевидение показывает, что он в отличной форме. Он опроверг информацию о своей смерти и готовится к возвращению в большую политику сразу после освобождения. Его супруга Лилиан Тинтори постоянно ездит по испаноязычным странам, где правят право-центристы. Они её встречают триумфально и оказывают полную политическую поддержку. Выделяют также и материальные средства для свержения Мадуро и восхождения Лопеса.. Речь идет прежде всего об Испании, Аргентине, Перу, Колумбии и даже Чили.
Его отец Леопольдо Лопес-старший воспользовался своим присутствием на Международном форуме предпринимателей в Мадриде и запросил не только экономическую помощь для оппозиции: он призвал офицеров армии, «у которых остались остатки чести и достоинства», взять судьбу страны в свои руки и прекратить страдания венесуэльского народа. Нет сомнений, что его коллеги на форуме выделили немалые суммы для оппозиции с целью потом их многократно приумножить после скорого прихода Леопольдо Лопеса к власти в Каракасе.
По свидетельствам беглых офицеров, которых показывают мировые испано- и англоязычные телеканалы, «в армии Венесуэлы уже давно царит жесткое взаимное противопоставление, которое в любой момент может обернуться большим кровопролитием».
Пока независимые источники говорят более чем о 40 погибших и 2000 задержанных.
Видимо, не без влияния Лопеса-старшего произошел инцидент с «взятием в заложники» служителей венесуэльского посольства в испанской столице. Оно стало поводом для министра иностранных дел Венесуэлы Дельси Родригес потребовать у властей Испании «гарантии безопасности для наших дипломатов» и взывать к «соблюдению Венской конвенции». Посол Марио Исеа сообщил в интервью венесуэльскому телевидению VTV, что «группа реакционеров взяла его и еще сотню людей в заложники и заблокировала выход из Культурного центра Венесуэлы в Мадриде, где в этот момент проходило мероприятие «Комитета жертв» венесуэльской оппозиции. Вечером 11 мая 200 манифестантов заблокировали выход из здания, принадлежащего посольству Венесуэлы, и скандировали лозунги против президента Николаса Мадуро».
Как потом сообщили из Верховного командования полиции, «во время протеста вообще не было инцидентов и нанесения материального ущерба». И на видео, снятом испанскими журналистами и операторами, видно, что протест прошел цивилизованным образом – по-европейски, а не по-латиноамерикански. В это время протесты в городах Венесуэлы все чаще приобретают насильственный характер. Оппозиция на днях начала забрасывать служителей правопорядка бутылками с нечистотами. В социальных сетях появились инструкции по их изготовлению.
Однако директор ЦРУ Майкл Помпео прогнозирует, что если в ближайшем времени проправительственное боливарианское ополчение начнет стрелять в демонстрантов, то пути назад уже не будет.
Его поддержал директор Национальной разведки Дэн Коутс, который считает, что нелегитимные действия правительства провоцируют массовое недовольство и его можно подавить только силовыми методами, выходящими за пределы демократии и соблюдения прав человека.
Оба, однако, вряд ли намекают на возможное вмешательство вооруженных сил США. После исключительно успешных встреч Сергея Лаврова в Вашингтоне и на Аляске это кажется маловероятным. Дональду Трампу незачем увязывать еще в одном вооруженном противостоянии и рисковать отношениями с Путиным – у России в Венесуэле инвестиции.
Их можно спасти только началом диалога с будущими властями, которые придут на смену Николасу Мадуро. В противном случае Москва рискует остаться ни с чем.
За последние десятилетия Кремль потерял слишком много союзников, в которых были вложены миллиарды. Однако российские инвестиции в Венесуэле последних лет (после прихода к власти Уго Чавеса и установления близких отношений между Каракасом и Москвой) превышают размеры инвестиций в других странах Азии, Африки и Латинской Америки. Их потеря станет катастрофой.
Между тем в Венесуэле впервые после смерти Уго Чавеса протестные акции приобрели новую, разрушительную форму: демонстранты стали ломать и поджигать его памятники.
Экономика Венесуэлы в катастрофическом состоянии. Инфляция на март-апрель дошла до 92%. По самым скромным прогнозам, на начало 2018 г. она уже составит 2000%. Остановить её невозможно.
В стране на 30% увеличилась детская смертность. Основные причины: нехватка лекарств и быстрое распространение малярии. Она возвратилась в страну с началом правления Мадуро, хотя была ликвидирована 50 лет тому назад. Смена министра здравоохранения уже ничего не даст. Доктор Антониета Капорале разбиралась в своем деле, однако ей не дали работать.
Социально-экономическая ситуация в Венесуэле – яркая демонстрация того, что может случиться с развитым экономически государством, с огромными природными ресурсами и стабильным, образованным средним классом (преимущественно занятом в нефтегазовом секторе), если его возглавит лидер, который не умеет считать.
Последнее доказательство безграмотности Николаса Мадуро – решение на фоне прыгающей инфляции заморозить цены на продукты питания.
Это означает только одно – они полностью исчезнут с рынка. В такой ситуации Венесуэлу ждет страшный голод, как некогда в Эфиопии и сейчас в Сомали.
Тогда большинству венесуэльцев терять будет нечего. Прежде всего достанется Мадуро, Кабельо и всей компании наркотрафикантов, что прячутся за их спиной уже столько лет. Возможно они повторят судьбу Николае Чаушеску.
Наркокартель «Лос Солес» стал настоящим хозяином в Венесуэле. Его главой считается Диосдадо Кабельо, однако в его тени прячутся и другие.
Альтернативу очередного потрясения предлагает председатель Национальной Ассамблеи Хулио Борхес. Он настаивает на продолжении сопротивления тем действиям кабинета Николаса Мадуро, которые противоречат Конституции Чавеса, также напоминая о том, что генеральный прокурор Лусия Ортега Диас готова противостоять тем боливарианцам, которые ее нарушают. По его мнению, в стране не будет гражданской войны.
«Мы уже не разделенная на банды страна. Сейчас есть только один народ перед режимом, который решил держится за власть и нарушает права венесуэльцев. Сейчас мы объединились, но надо доказать, что мы можем управлять. Надо снова объединить страну. Этого требует народ Венесуэлы».
Ближайшие недели и месяцы покажут, сбудется ли прогноз Борхеса.
ГЕОРГИЙ КОЛАРОВ Кандидат политических наук, докторант РУДН, преподаватель Экономического Университета Варны (Республика Болгария). | |
| | | Zoil
Сообщения : 332 Дата регистрации : 2011-01-20
| Тема: Re: А вот за Венесуэлу... Пт Май 26, 2017 8:30 am | |
| Про Венесуэлу всерьез
Статья Георгия Коларова, посвященная кризису в Венесуэле, вызвала растерянность и недовольство у многих читателей «Рабкора». И в самом деле автор, известный специалист по левым движениям Латинской Америки, не только писал о крайне тяжелом положении, в котором оказалось правительство, провозгласившее лозунги боливарианской революции, но и писал об этой власти в крайне резких и негативных выражениях.
Признаюсь, резкий тон Коларова меня тоже удивил. Статья написана так, как будто автор солидаризируется с венесуэльской оппозицией, в рядах которой доминируют правые. Собственно это и вызвало недоумение читателей. Однако если обратиться к фактам, то и в самом деле события в Каракасе не дают особых оснований для оптимизма.
С одной стороны, Венесуэла и в самом деле находится под сильнейшим давлением извне, а оппозиция делает всё возможное, чтобы дестабилизировать ситуацию.
Но с другой стороны, экономический кризис в стране не только является реальностью, но и усугублен действиями правительства Николаса Мадуро.
В условиях, когда российские масс-медиа в большинстве своем крайне враждебны по отношению к нынешней власти в Венесуэле, либо совершенно не интересуются происходящими там процессами, мы обращались в посольство республики, пытаясь получить от них иную версию событий, но так и не получили ответа. Что, увы, весьма показательно. Правительство Мадуро не просто проигрывает информационную войну, оно даже не пытается её вести. И не только потому, что аргументы, работавшие в недавнем прошлом, по большей части исчерпаны, но и потому, что власть находится в состоянии идейного паралича. Она реагирует на вызовы оппозиции не активными мерами экономической или социальной политики, которые могли бы консолидировать поддержку президента и правительства, а различными чисто политическими решениями, которые никак не помогают урегулировать кризис, но только усугубляют его.
Технической причиной кризиса, разумеется, является падение цен на нефть. Но, к сожалению, ущерб, нанесенный экономике страны падением спроса на «черное золото», усугубляется собственными ошибками власти, отказавшейся от структурных реформ уже в 2008-10 годах.
Беспомощность Николаса Мадуро перед лицом кризиса очевидна и легко предположить, что его предшественник Уго Чавес в аналогичной ситуации вел бы себя иначе. Даже сейчас, когда престиж власти в этой южноамериканской республике низок как никогда, о Чавесе вспоминают с уважением и ностальгией. Не только сторонники правительства, но и многие его враги. Мадуро журналисты иронически называют «популистом без харизмы», а его слабое и одновременно авторитарное лидерство разительно контрастирует со стилем прошлого президента, который никогда не терял связи с народом и не боялся неудобных вопросов.
Уго Чавес, редко проигрывал голосование, но когда это случалось, уважал решение народа, а не пытался прибегать к различным юридическим уловкам, чтобы свести на нет его результаты.
Он соблюдал правила и процедуры демократии, и не нарушал прав оппозиции, проявляя вполне рыцарское благородство по отношению к своим врагам — то, на что категорически не способен Мадуро. И дело не только в различии характеров. Чавес чувствовал себя сильным и был уверен в себе, чего не скажешь про нынешнего президента Венесуэлы.
И всё же факт остается фактом: именно Уго Чавес назвал Мадуро в качестве своего преемника, хотя очень многие чависты с самого начала предсказывали, что добром это не кончится. Впрочем, ошибка команданте в выборе наследника была всё же не случайной. На протяжении всего периода боливарианской революции в руководстве республики и в рядах сторонников новой власти постоянно боролись несколько течений. Одна часть боливарианцев выступала за развитие структурных реформ, за активную политику развития, за создание новых производственных отраслей и рабочих мест, а главное за то, чтобы нефтяные доходы инвестировать в экономические преобразования.
Можно было, как предлагали многие, уничтожить трущобы, развернув программу масштабного жилищного строительства, проводить реальное импортозамещение и диверсификацию производства, организовать массовую подготовку кадров для промышленности, инвестировать в науку. Другая часть аппарата власти считала, что всё это совершенно излишне. Достаточно перераспределять нефтяные доходы, повышая уровень жизни жителей трущоб, но не меняя их образ жизни.
Бюрократия, к которой быстро присоединился аппарат вновь созданной Социалистической объединенной партии, выступала против радикальных перемен, грозивших нарушить её благополучие.
В течение нескольких лет эта борьба привела к тому, что из аппарата власти были последовательно вычищены как технократы-модернизаторы, носившиеся с проектами использования нефтяных доходов для развития страны, так и революционные романтики, мечтавшие об изменении народного образа жизни, освобождении низовой инициативы и вращении масс в действительных хозяев страны. Политика перераспределения заменила политику развития.
Николас Мадуро был типичным представителем бюрократической фракции внутри правящей группы. Её победа во внутрипартийной борьбе предопределила и выбор Чавеса, который должен был считаться с мнением своего политического аппарата. Мадуро был лоялен, лишен инициативы и исполнителен. Он вполне подходил на роль заместителя смертельно больного президента, который сохранял высокий авторитет в обществе, но всё менее был способен направлять политический процесс. Увы, став президентом, Мадуро продемонстрировал, что одно дело быть лояльным заместителем лидера, а другое — управлять самому. Будучи до мозга костей бюрократом, он оказался не в состоянии принимать самостоятельные решения в условиях кризиса.
Власть утратила поддержку рабочего класса, стремившегося играть самостоятельную роль в управлении производством, поссорилась с новыми профсоюзными лидерами, которых прежде сама продвинула на руководящие посты, чтобы сменить прежних коррумпированных профсоюзных бюрократов. А после того, как кончились нефтяные деньги, правительство потеряло и поддержку деклассированных жителей фавел. Перераспределительные меры продолжались, но они уже не компенсировали неприятностей, порожденных экономическим кризисом. Победив своих оппонентов внутри революционного лагеря, бюрократия осталась один на один с оппозицией, активно использующей её слабость.
По существу революционная инициатива была удушена венесуэльской бюрократией задолго до того, как развернулся нынешний политический кризис. И происходящие сегодня события — лишь результат глубинных перемен, произошедших в самом боливарианском лагере.
Да, революция в Венесуэле терпит поражение. И не только из-за действий её противников, но и из-за бюрократического перерождения самой власти.
Что, надо признать, происходило уже со многими прогрессивными и революционными режимами.
Но значит ли это, что работа, начатая Чавесом и его сторонниками в 2000-х годах, оказалась напрасной? Отнюдь нет. Не только венесуэльское, но и в целом латиноамериканское общество радикально изменилось благодаря боливарианской революции. Резко повысился уровень образования масс, была ликвидирована неграмотность. Миллионы людей получили доступ к медицинской помощи. А главное, они обрели уверенность в себе и достоинство. И даже сейчас, если многие из них выступают против правительства в Каракасе, они чувствуют себя полноценными гражданами именно потому, что Чавес в своё время очень многое изменил в их образе жизни и образе мысли. Именно поэтому Уго Чавес останется для Венесуэлы и Латинской Америки одним из главных её политических героев, наряду с Боливаром, Сандино и Кастро.
Уроки Венесуэлы надо изучать. И один из уроков (впрочем, не новых), который она преподала левым в других странах, состоит в том, что безоглядная, некритическая поддержка лидера или движения — собственного или иностранного — чревата, как минимум, тяжелыми разочарованиями, а как максимум — политическими неудачами. Революция делает критическую работу по отношению к старому обществу, но сама нуждается в постоянной критике и самокритике.
Венесуэльская революция зашла в тупик, но она сделала большую преобразующую работу. И эта работа не только не была напрасной, она скажется на будущем континента.
Как тут не вспомнить Жана-Поля Сартра, сказавшего перед смертью: «от неудачи к неудаче идет вперед прогресс человечества».
БОРИС КАГАРЛИЦКИЙ Главный редактор журнала Рабкор.ру, директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО), историк и социолог. | |
| | | | А вот за Венесуэлу... | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|