http://www.rabkor.ru/analysis/11952.html
Второе Арабское восстание02.02.2011 | 05:40
Арабское восстание за независимость от Османской империи произошло в 1916. Во главе восстания стоял Хусейн бен Али. Османы были изгнаны. Но позднее великое восстание использовали в своих интересах британцы и французы. После войны многие арабские страны постепенно становились назависимыми членами ООН. Но в большинстве случаев их независимостью управляли извне Соединенные Штаты, ставшие в этом отношении преемником Британии; при этом Франция продолжала сохранять влияние в странах Магриба и Ливане.
Второе Арабское восстание назревало в течение последних нескольких лет. Реальный стимул оно получило в прошлом месяце, с удачным выступлением тунисской молодежи. Когда отважная молодежь рискует своей жизнью в борьбе с суперкоррумпированным авторитарным режимом, этому нельзя не апплодировать. Что бы ни случилось дальше, это был светлый эпизод в истории человечества. Но все же вопрос остается: а что же дальше?
На самом деле возникает даже два вопроса. Как получилось так, что это восстание завершилось победой, в то время как аналогичные попытки в других странах - нет? И кто в итоге окажется победителем, а кто проигравшим - в Тунисе, других арабских странах и в мир-системе в целом?
Восстание против авторитарного режима - дело нелегкое. В распоряжении у режима есть оружие и деньги. Поэтому обычно он может легко подавить восстание на улицах. Символические поступки, такие как самосожжение молодого уличного торговца Мохаммеда Буазизи в одном из отдаленных городов Туниса, выражающие протест против произвола агентов режима, могут вдохновлять людей на протест, как это и произошло в Тунисе. Но чтобы эти поступки привели к свержению режима, он уже должен быть уязвим.
И в случае с Тунисом все было именно так. Ни армия, ни жандармы не были готовы стрелять в протестующих. Это пришлось делать элитным войскам президентской гвардии. Но их сил оказалось недостаточно, и президент Бен Али с семьей были вынуждены покинуть страну. Убежище им дала лишь Саудовская Аравия. Об уязвимости режима Али свидетельствует хотя бы тот факт, что лидеры его партии в надежде пережить бурю поспешили арестовать Абдельваххаба Абдаллу - ключевую фигуру аппарата принуждения при Бен Али, - чтобы он не сделал то же самое с ними. Похожая ситуация была после смерти Сталина, когда его преемники по той же причине арестовали Берию.
Конечно, Бен Али сбежал под всеобщие рукоплескания. Исключение здесь составили лишь Каддафи и Берлускони, продолжавшие его оправдывать. Франция - главный внешний сторонник Бен Али - со стыдом признавала свои «ошибки». Великобритания, отдавшая Тунис в хорошие, как она думала, руки французов, не сочла это необходимым.
Всем очевидно, что пример Туниса воодушевил на схожие действия жителей других арабских стран - в данный момент это наиболее заметно в Египте, Йемене и Иордании. Сейчас, когда я пишу эти строки, неясно, удержится ли у власти президент Египта Хосни Мубарак.
Итак, кто победил, а кто проиграл? Еще по меньшей мере полгода, а может быть, и дольше мы не будем знать, кто придет к власти в Тунисе, Египте, да и вообще во всем арабском мире. Стихийные восстания создают такую ситуацию, как в России 1917 года, когда, по знаменитому выражению Ленина, «власть валялась на улице», и ее могла взять любая организованная, решительная сила, какой и оказались большевики.
Современная политическая ситуация во всех арабских государствах разная. Сегодня нет арабского государства с сильной и организованной светской радикальной партией, подобной большевистской, которая была бы готова взять власть в свои руки. Есть различные буржуазные либеральные движения, которые хотели бы играть главную роль, но едва ли среди них есть такие, которые обладают значительной социальной базой. Лучше всего организованы исламистские движения. Но не все они одного цвета. Их версии исламского государства различны: от сравнительно толерантных по отношению к другим группам, как в сегодняшней Турции, до жесткого варианта законов шариата (которые исполнял «Талибан» в Афганистане), включая промежуточные разновидности, как «Братья-мусульмане» в Египте. Результаты в пределах внутренних государственных режимов неопределенны и изменчивы. А значит, совершенно невозможно предсказать, кто победит внутри страны.
А что внешние силы, которые так активно пытаются контролировать ситуацию? Главный внешний участник - Соединенные Штаты. Второй - Иран. Все остальные: Турция, Франция, Великобритания, Россия, Китай - не так важны, хотя и достойны упоминания.
Сильнее всех от второго Арабского восстания, конечно, проигрывают США. Это видно по той невероятной нерешительности, которую сейчас демонстрирует американское правительство. США (как и любая другая держава в мире) ставит один критерий превыше всех остальных, и этот критерий - дружественность других режимов. Вашингтон хочет быть на стороне победителя при условии, что победитель к нему не враждебен. Что же тогда делать в таком случае, как с Египтом, который в настоящий момент является практически клиентом Штатов? США свели свою роль к публичным призывам наращивать «демократию», прекратить насилие и сесть за стол переговоров. За кулисами они, похоже, приказали египетской армии не увлекаться расстрелами, чтобы не позорить США. Но может ли Мубарак удержаться у власти без массовых расстрелов?
Второе Арабское восстание происходит в мире, погруженном в хаос, где доминируют три черты: снижение уровня жизни по меньшей мере для двух третей мирового населения, вопиющий рост текущих доходов сравнительно немногочисленных верхних слоев и серьезное снижение эффективной мощности так называемой сверхдержавы - Соединенных Штатов. Второе Арабское восстание, чем бы оно ни завершилось, еще больше ослабит власть США, особенно в арабском мире - именно потому, что единственная прочная основа политической популярности в этих странах сегодня - сопротивление вмешательству Штатов в их дела. Даже те, кто обычно хочет американского участия и зависит от него, понимают, что сегодня это политически небезопасно.
Главный внешний победитель - это Иран. К иранскому режиму, конечно, относятся с большим недоверием, отчасти потому, что это неарабская страна, отчасти потому, что она шиитская. Однако американская политика сделала Ирану чудесный подарок - смещение Саддама Хусейна. Саддам был самым яростным и самым успешным врагом Ирана. Иранские лидеры, наверное, каждый день благословляют Джорджа Буша. На этой внезапной удаче они выстроили умную политику, выказав готовность поддерживать не-шиитские движения, такие как «Хамас», при условии, что они выступают решительно против Израиля и вмешательства США в дела региона.
Кроме Ирана, кое-что выиграет и Турция. Турция долго была ненавистной народным движениям арабского мира по двум причинам: она наследница Османской империи и верный союзник США. Нынешний, избранный народом режим - исламистское движение, которое не стремится навязать законы шариата всему населению, но хочет сделать следование исламским обрядам гражданским правом, - стало склоняться к поддержке второго Арабского восстания, невзирая на риск испортить прежде хорошие отношения с Израилем и США.
И конечно, больше всех от второго Арабского восстания в конечном счете выиграют арабские народы.
1 февраля
Перевод с английского Веры Акуловой и Дмитрия Потемкина
Иммануил Валлерстайн