Левый клуб Клуб для тех, кто не боится оказаться не правым |
| | Почему боятся арабского революционного духа? | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Admin Admin
Сообщения : 116 Дата регистрации : 2011-01-13
| Тема: Почему боятся арабского революционного духа? Чт Фев 03, 2011 1:00 pm | |
| http://www.rabkor.ru/debate/11950.html Почему боятся арабского революционного духа?02.02.2011 | 01:40 В восстаниях в Тунисе и Египте не может не броситься в глаза очевидное отсутствие исламского фундаментализма. Народ в лучших светских демократических традициях просто восстал против деспотического режима, коррупции и бедности и потребовал свободы и экономических гарантий. Тем самым опровергнута циничная мудрость западных либералов, по мнению которых подлинное демократическое сознание в арабских странах присутствует только у немногочисленной либеральной элиты, а подавляющее большинство населения может быть мобилизовано только средствами религиозного фундаментализма или национализма. Главный вопрос теперь - что же дальше? Кто станет победителем на политической арене? Когда в Тунисе было назначено новое временное правительство, там не оказалось исламистов и наиболее радикальных левых. Самоуверенные либералы решили: отлично, это ведь по сути одно и то же, и те, и другие - тоталитарные экстремисты. Но действительно ли все так просто? Не заключается ли подлинный и основной антагонизм именно в противостоянии между исламистами и левыми? Даже если на какое-то короткое время они объединяются против режима, то как только победа приближается, их единство раскалывается и они вступают в смертельную схватку, и она нередко более жестока, чем та, которую они вели против общего врага. Не стали ли мы свидетелями именно такой схватки по завершении последних выборов в Иране? Сотни тысяч сторонников Мусави отстаивали народную мечту, которая вдохновляла и революцию эпохи Хомейни - мечту о свободе и справедливости. Даже если это утопия, она вызвала невероятный всплеск политического и социального созидания, организационных экспериментов и дебатов между студентами и обычными людьми. Эта реальная возможность, открывшая путь невиданным силам социальной трансформации, этот момент, когда казалось, что возможно все, был постепенно сведен на нет, когда к власти пришли исламисты. Даже в случае явственно фундаменталистских движений нельзя упускать из виду, что и в них может быть социальный компонент. Талибан регулярно представляют как фундаменталистскую исламистскую группировку, которая реализует свою власть через террор. Между тем, когда весной 2009 года они захватили долину Сват в Пакистане, «Нью-Йорк таймс» сообщила, что они подстроили «классовое восстание, эксплуатируя глубинный конфликт между небольшой группой богатых землевладельцев и их безземельными арендаторами». Если, «воспользовавшись» требованием фермеров, Талибан создает, по выражению «Нью-Йорк таймс», «риск для Пакистана, который пока остается преимущественно феодальным государством», что помешало либеральным демократам в Пакистане и США точно так же «воспользоваться» этим требованием и попытаться помочь безземельным фермерам? Может быть, дело в том, что пакистанские феодальные силы - это естественный союзник либеральной демократии? Неизбежный вывод из всего этого состоит в том, что подъем радикального исламизма всегда был обратной стороной исчезновения в мусульманских странах светских левых. Сегодня Афганистан изображают самой фундаменталистской страной в мире, но мало кто помнит, что сорок лет назад он был страной с сильной светской традицией и сильной компартией, которая пришла к власти без помощи Советского Союза. Куда исчезла эта светская традиция? Важно воспринимать сегодняшние события в Тунисе и Египте (а также Йемене и, быть может, даже в Саудовской Аравии) именно в этом контексте. Если ситуация стабилизируется и старый режим сможет продолжить свое существование с небольшими либеральными косметическими изменениями, это спровоцирует непреодолимую фундаменталистскую реакцию. Чтобы сохранить самое ценное в либеральном наследии, либералам будет необходима братская помощь радикальных левых. Возвращаясь к Египту, хочется отметить, что самая позорная и опасная оппортунистическая реакция была озвучена на CNN Тони Блэром: да, изменения необходимы, но они должны быть постепенными. Для Египта постепенные изменения означают компромисс с властью Мубарака и незначительное расширение круга властных элит. Именно поэтому говорить сегодня о мирном переходе просто неприлично: Мубарак сам сделал мирный переход невозможным, раздавив оппозицию. После того как он послал армию на борьбу с протестующими, выбор стал предельно ясным: либо небольшие косметические изменения, на самом деле нужные для того, чтобы ничего не менять, либо настоящий прорыв. Именно здесь наступает момент истины: невозможно утверждать, что, как в случае с Алжиром десять лет назад, проведение реально свободных выборов будет означать приход к власти исламских фундаменталистов. Еще одна тревога либералов заключается в том, что сегодня в Египте нет организованной политической силы, способной взять власть в случае ухода Мубарака. Конечно, такой силы нет, ведь Мубарак хорошо для этого постарался, сведя оппозицию к маргинальным декоративным элементам. Аргумент в защиту Мубарака - или он, или хаос - на самом деле является аргументом против него. Лицемерие западных либералов просто поразительно: они публично выступают в поддержку демократии, но как только люди реально восстали против тирании не во имя религии, а под светскими лозунгами свободы и справедливости, их это чрезвычайно озаботило. Откуда это беспокойство, почему не радоваться тому, что свобода получила очередной шанс? Сегодня как никогда актуально старое изречение Мао Цзэдуна: «Смута великая в Поднебесной - ситуация благоприятная». Куда же в таком случае деваться Мубараку? Ответ очевиден: в Гаагу. Если кто-то и заслуживает там находиться, так это он. 1 февраля Славой ЖижекОпубликовано в Guardian Перевод с английского Веры Акуловой и Дмитрия Потемкина | |
| | | zemfort Гость
| Тема: 02.02.2011 | среда Чт Фев 03, 2011 1:03 pm | |
| - Цитата :
- Чтобы сохранить самое ценное в либеральном наследии, либералам будет необходима братская помощь радикальных левых.
А возможна ли такая "братская помощь"? Что-то мне подсказывает, что либералы на почве классовой солидарности уж лучше добровольно порежут себе горло в лучших исламских традициях, чем согласятся на проведение радикальных реформ. А иного смысла в протестах нет, поскольку арабские страны "расслабляются и получают удовольствие" от США, МВФ и т.д. и т.п. в полном соответствии с неолиберальными рекомендациями. Выгнать всю эту шушеру из арабских стран, провести национализацию, социальные реформы хотя бы на уровне Венесуэлы - согласятся ли на это либералы? Ой ли! Или автор подспудно под "радикальными левыми" имеет в виду нечто, называемое ныне социалистами и социал-демократами (в Португалии есть и те, и другие), но в практической деятельности ничем не отличающееся от французских саркозистов и какой-нибудь Австрийской народной партии? - Цитата :
- Куда исчезла эта светская традиция?
Куда и должна была. Поскольку была искусственной и наносной. Да и левой её можно было назвать весьма условно. Националистической - да. А поскольку лучшими националистами являются исламисты, они и подобрали это упавшее знамя. Арабские страны, чтобы там появилась светская и левая традиция, нужно вытаскивать клещами из феодализма, в котором они успешно пребывают с 7 века. Как Советский Союз вытаскивал Среднюю Азию. Да и ему 70 лет не хватило. |
| | | RobinBad Гость
| Тема: 02.02.2011 | среда Чт Фев 03, 2011 1:04 pm | |
| - Цитата :
- Или автор подспудно под "радикальными левыми" имеет в виду нечто, называемое ныне социалистами и социал-демократами (в Португалии есть и те, и другие), но в практической деятельности ничем не отличающееся от французских саркозистов и какой-нибудь Австрийской народной партии?
- весьма вероятно. Политкорректность привела к тому, что зачастую непонятно, какое же содержание автор вкладывает в то или иной термин. - Цитата :
- Арабские страны, чтобы там появилась светская и левая традиция, нужно вытаскивать клещами из феодализма, в котором они успешно пребывают с 7 века
- вот в данном случае, собственно, употреблено распространенное клише... А о каком феодализме речь? Феодалы там давно перестали быть таковыми, трансформировавшись в разновидность буржуазии, живущую на земельную ренту. Наличие всяческих шейхов, эмиров и султанов в некоторых из арабских стран делает эти страны не более феодальными, чем Великобританию или Швецию - статус королевств. |
| | | Partizan Гость
| Тема: 03.02.2011 | 00:23 Чт Фев 03, 2011 1:05 pm | |
| Жижек делает вид, что не помнит Горбачева, вся риторика которого была: вернемся к ленинскому правильному и изначальному социализму с человеческим лицом, избавимся от позднейших авторитарных деформаций и заживем, при этом страну вели поэтапно к капитализму периферийному. Это азы политтехнологии: если вы хотите гибели режима, начавшегося с революции, вытащите людей на улицы под лозунгом возврата к этоу революции, потому что под флагом своего геоэкономического противника-соседа они никогда туда не выйдут. Это просто первый шаг - "вернемся к истокам нашего государства", а потом когда из этого ничего не выходит, следует закономерно и второй -а не пора ли откзаться от самих этих истоков, раз уж они несбыточны и утопичны. Никаких шансов уцепиться за горбачевщину и продаваить какой-то действительно "новый социализм" не было, так же и в Иране обстоят дела. |
| | | RobinBad Гость
| Тема: 03.02.2011 | 07:59 Чт Фев 03, 2011 1:06 pm | |
| - Цитата :
- Жижек делает вид, что не помнит Горбачева
- может быть, не делает вид, а реально не понимает, что к чему? |
| | | Zoil
Сообщения : 332 Дата регистрации : 2011-01-20
| Тема: Re: Почему боятся арабского революционного духа? Чт Фев 03, 2011 1:10 pm | |
| - RobinBad пишет:
-
- Цитата :
- Жижек делает вид, что не помнит Горбачева
- может быть, не делает вид, а реально не понимает, что к чему? ... тогда он просто дурак. Впрочем, для любимца Кагарлицкого, это не удивительно... | |
| | | RobinBad Гость
| Тема: 04.02.2011 | 12:57 Пт Фев 04, 2011 10:29 am | |
| - Цитата :
- ... тогда он просто дурак
- и это мне не кажется столь уж невероятным. Скорее, достойно удивления: с чего левые так фанатеют с этого Жижека? Добро бы он говорил нечто в самом деле глубокое, а то ведь выдает смесь откровений капитана Очевидность с откровенными глупостями. Бывает, скажет что-то более-менее вразумительное, но оно просто теряется на фоне многословного пустословия. Зато мужик неплохо устроился - за свои фразы деньги получает. Это мы, как лохи педальные, тут бесплатно пишем |
| | | Залужный
Сообщения : 25 Дата регистрации : 2011-01-30 Возраст : 39 Откуда : Киев
| | | | Admin Admin
Сообщения : 116 Дата регистрации : 2011-01-13
| Тема: Справка Пт Фев 04, 2011 10:57 am | |
| - Залужный пишет:
- RobinBad пишет:
- Это мы, как лохи педальные, тут бесплатно пишем
Все больше на Рабкоре, а "тут" как то Вы больше по "копипастам" заметны, к сожалению Посты РобинБэда сюда копирую вообще-то я. Разумеется, хотел бы видеть его среди зарегистрированных участников, но пока - увы... | |
| | | Залужный
Сообщения : 25 Дата регистрации : 2011-01-30 Возраст : 39 Откуда : Киев
| Тема: Re: Почему боятся арабского революционного духа? Пт Фев 04, 2011 11:01 am | |
| | |
| | | Admin Admin
Сообщения : 116 Дата регистрации : 2011-01-13
| Тема: Re: Почему боятся арабского революционного духа? Чт Фев 10, 2011 2:10 pm | |
| | |
| | | | Почему боятся арабского революционного духа? | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|